Контакт с милицией и избиение: как избежать насилия
Как правильно вести себя, если вас задерживает сотрудник милиции?
В обществе всегда найдётся группа или социальная категория людей, которая контактирует с представителями закона чаще остальных: люди без определённого места жительства, бездомные, уличные музыканты и др. Некоторые сталкиваются с блюстителями порядка от случая к случаю, а для кого-то это и вовсе произошло впервые…
В любой момент на улице, в магазине, на вокзале или в парке к вам может подойти человек в форме. Уличный или семейный конфликт также может закончится вызовом милиции. А иногда случается так, что свидетель какого-то правонарушения может превратиться в подозреваемого.
Сотрудники органов внутренних дел имеют право требовать от граждан соблюдения общественного порядка. Они могут проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность при ПОДОЗРЕНИИ В СОВЕРШЕНИИ ИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИЛИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил в подконтрольной милиции сфере.
Следует помнить, что милиционер также может обыскать задержанного, досмотреть его личные вещи и транспорт. Он может произвести досмотр граждан и их вещей на входах в здания аэропортов, вокзалов, метро. При этом, милиционер может изымать запрещенные к общегражданскому обороту вещи и предметы.
Достаточно ознакомится с Законом об органах внутренних дел, чтобы убедиться, что милиции предоставлено много разных прав.
Закон «Об органах внутренних дел»
Статья 25. Права сотрудников органов внутренних дел
Сотрудник ОВД имеет право хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Законные требования сотрудника органов внутренних дел обязательны для исполнения гражданами.
Но как поступить, когда требования сотрудника ОВД представляются вам незаконными?
Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их правах и свободах допускается только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Если вы сомневаетесь в законности действий сотрудника милиции, но не являетесь экспертом в области права, не стоит допускать неповиновения, а тем более сопротивления; неправомерные действия сотрудника можно обжаловать позже.
У жителя Сморгони Бориса Змитровича мелкий бытовой конфликт стал поводом для задержания; в помещении дежурной части милиции он был жестоко избит.
«Мы стали искать сына и когда узнали, что он в милиции, сразу же поехали туда и в конце концов, забрали окровавленного Бориса в порванной куртке и с разбитым телефоном домой. Только тогда вызвали скорую, которая и оказала необходимую медицинскую помощь», - вспоминаем мать Бориса Змитровича.
Утром 4 августа 2016 года в квартиру врача-педиатра Дмитрия Середы, выбив входную дверь и стекло балконной двери в кухне, вломились сотрудники ОМОН в масках, уложили его лицом в пол, заломили руки за спину, одели наручники и доставили в РУВД Заводского района Минска. По дороге один из сотрудников положил моток скотча на колени Дмитрию, а когда тот шевельнулся, и моток упал, сотрудник милиции нанес удар по лицу задержанного.
Середа был допрошен в качестве подозреваемого в хулиганстве по ч. 1 ст. 339 Уголовного кодекса и отпущен лишь на следующий день, так как у следователя «отпали основания для дальнейшего содержания его под стражей».
Сергей Ткаченко из Фаниполя вместе с женой находились неподалеку от дома по улице Якуба Коласа. В этот день, 9 мая, семья сажала картошку и по этому поводу хозяин пропустил рюмку. К тому же, как пишут в протоколе сотрудники милиции, он был без рубашки. В это время сотрудники патрульно-постовой службы Дзержинского РОВД несли дежурство по охране общественного порядка и увидев мужчину подошли к нему.
«Ткаченко были сделаны неоднократные замечания по причине его поведения и пребывания в нетрезвом виде в общественном месте».
Ему надели наручники и забросили в автомобиль.
«Мои руки были скованы наручниками за спиной. Сотрудник Б. ударом свалил меня на пол. Я в беспомощном и неподвижном состоянии лежал на животе на полу. В этот момент он взял еще одни наручники и пристегнул мою правую ногу к наручникам за спиной. Я оказался в положении, которое называется в народе «ласточка». В таком положении я находился около сорока минут.
Один из сотрудников, находившихся в комнате, заступился за меня, сказав милиционеру, чтобы тот прекратил употреблять в отношении меня запрещенные приемы. В этот момент Б. стал ногой мне на лицо и несколько раз повторил, что ему за это ничего не будет. При этом сотрудники милиции унижали меня и обзывали жену, которая пришла узнать обо мне», – описывает унижения Сергей Ткаченко.
Избиение задержанного, т.е. применение физической силы не в правомерных целях (не в целях задержания, пресечения нападения и т.п.), является должностным преступлением, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
Применение слезоточивого газа в условиях, когда силы наряда милиции заведомо превосходят силы задерживаемого, когда тот не оказывает активного сопротивления и нет оснований беспокоиться за жизнь и здоровье сотрудников и окружающих – формально законное, но непропорциональное, а значит это – необоснованное действие.
При неповиновении законному требованию сотрудника милиции применение физической силы или наручников правомерно.
Заявление о совершении преступления сотрудником милиции можно подать в прокуратуру или в Следственный комитет (его территориальный отдел) по месту совершения преступления. Там же вам должны выдать направление на прохождение освидетельствования, если речь шла о причинении телесных повреждений.
По результатам обращения должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела можно обжаловать начальнику следственного подразделения или прокурору соответствующего района, а также в суд.